Полтора года назад мы с Азатом совершили путешествие на велосипедах по берегам озера Байкал. Наше велоприключение длилось 27 дней, проехали мы более 1300 км, при этом побывали на побережье Байкала в Иркутской области, в Республике Бурятия, на полуострове Святой Нос и на острове Ольхон. Получилось, что мы проехали вокруг южной части озера.
Маршрут наш начинался в городе Иркутск, куда мы приехали со своими велосипедами на поезде. По приезду в Иркутск мы решили отдохнуть и принять душ. В этом нам помогли гостеприимные хозяева хостела Maverick.
Хочу сказать пару слов про этот замечательный хостел, в котором мы ещё жили по завершению нашего путешествия. Находится он в частном секторе города. Это большой двухэтажный деревянный дом, в котором всегда очень чисто и уютно. Оформлен хостел в этническом стиле, напоминающем о культуре самобытных байкальских народов и шаманов. Владельцы хостела Вова и Марина — добрейшие люди, готовые помочь в любой ситуации, что-то подсказать при необходимости. Что особо приятно для путешественников — у них нет определенного времени заезда и выезда — хоть ночью! При желании можно разместиться на веранде или прям во дворе в палатке. Мы спали на веранде и это было очень круто, учитывая жару, которая стояла в те дни. В этом хостеле останавливается много иностранцев, с которыми интересно пообщаться и узнать много нового. Я достаточно часто останавливаюсь в хостелах и Маверик — лучший из тех, что я знаю. Очень рекомендую всем, кто ищет хостел в Иркутске. Специально нашел сайт этого хостела в Интернете: hostelmaverick.ru
После того, как мы немного отдохнули, приняли душ и пообедали, мы, закупив продукты и снарядив наши велосипеды, отправились на выезд из города в сторону поселка Порт Байкал. Дорога наша проходила через настоящую тайгу и должна была занять по времени менее двух дней. Это оказалось настоящим испытанием для нас и наших велосипедов. Дождь, грязь, огромные болота, нескончаемые броды, непроходимые тропы, поперек которых лежали бревна… Ночевка в тайге, у реки, куда возможно дикие звери приходят на водопой — тоже не для слабонервных. Но пройдя это всё, к следующей полуночи мы наконец-то выехали к берегу Байкала на железнодорожную станцию Порт-Байкал. С которой до Слюдянки мы доехали на поезде, называемом местными «Матаня».
От Слюдянки до поселка Тресково ехали в основном по асфальту, останавливаясь на берегу озера для ночевки. Дорога была хорошей. В районе поселка Боярский сделали дневку — остановились на целый день для отдыха. Дальше объезжали устье реки Селенга через город Селенгинск. В районе Тресково на пароме перебрались на другой берег реки Селенга. На этом асфальт для нас закончился. По горному живописному ландшафту покатили к Байкалу. Через пару дней мы вновь увидели Великое озеро в районе Гремячинска. Дальше опять асфальт вдоль Байкала — Гремячинск, Турку, Горячинск и Усть-Баргузин. В Горячинске заехали в местный санаторий, где погрели ноги в горячем источнике. После Турку сделали очередную дневку — отдыхали в гамаках с прекрасным видом на остров Ольхон, мыс Святой Нос и просто на красоту озера Байкал.
Проехав Усть-Баргузин отправились на полуостров Святой Нос. При въезде стоит пропускной пункт, где надо было оплатить пребывание в национальном парке. Вода Баргузинского залива казалась черной из-за пепла, который плавал на поверхности — на полуострове горели леса. Ночью было хорошо видно очаги пожара. Дороги на полуострове были ужасны, особенно перешеек между полуостровом и землей. По дороге, в деревне Курбулик оставили велосипеды и отправились пешком до Змеинной бухты к горячим источникам с ночевкой по пути. Источников было три — горячий, средний и теплый. Два из них оборудованы — стоят купели и сделаны скамеечки. Народ сюда привозят в основном на катерах и лодках, мало кто приходит пешком, как мы.
На следующий день мы выехали с полуострова и остановились на пляже поселка Усть-Баргузин, на берегу Байкала. В ожидании корабля на Ольхон, мы остановились в гостинице, которую нам посоветовала тетя Марина — владелица местного кафе, с нейй мы познакомились, заехав просто пообедать. В результате, мы разместились в гостинице за половину стоимости и у нас было место постоянного обеда. Позы у тети Марины отменные! Позы — это национальное бурятское блюдо, напоминающее манты. Если будете в Усть-Баргузине, то обязательно загляните в кафе у парома в самом начале центральной улицы Ленина и отведайте позы от тети Марины)) Не пожалеете!
За три дня ожидания корабля мы отлично отдохнули, перестирали все вещи, помылись в бане. Ещё мы познакомились с одним вело путешественником из Москвы — Николаем и пешим путешественником Француа из Франции, с которыми жили в одной гостинице. Оба они направлялись в сторону Монголии. На корабле «Баргузин-1» мы добрались до острова Ольхон. Нас высадили в поселке Хужир, откуда мы начинали путь по Ольхону в сторону деревни Узуры, а потом обратно через мыс Хобой, вновь Хужир и к переправе МРС. Что запомнилось на Ольхоне? Дороги! Они ужасны! Разбитое волнообразное покрытие, покрытое песком, в котором вязнут велосипеды… Да что там велосипеды! Везде проходимые уазики застревали там! Большую часть пути приходилось идти пешком и волочить велосипеды за собой по песку. Мыс Хобой — очень красивое и волшебное место. Прекрасный обзор на залив Малое море озера Байкал. Жаль только нам не удалось насладиться этим обзором по полной из-за дымки от пожаров, которые бушевали на берегах Байкала. На обратном пути в Хужире ремонтировали мой велосипед — полетела каретка. По счастливой случайности в одном из велопрокатов на острове оказалась подходящая каретка, которую мы купили и, благодаря помощи владельца проката, заменили в моем велосипеде.
После того, как мы переправились с Ольхона в поселок Сахюрта, мы вновь отдалились от Байкала и ещё несколько дней не видели волн этого прекрасного озера. И не просто отдалились, а мы вновь оказались в таежном лесу. И вновь дождь, а значит лужи и грязь… Два дня «веселухи» по лесным размокшим дорогам, ещё одна беспокойная ночь в гостях у диких зверей и на третий день в районе деревни Малое Голоустное мы вернулись в цивилизацию, где вкусными пирожными с чаем отметили тысячный километр пути. Дальше с трудом, по особо рельефной дороге, мы доехали до поселка Большое Голоустное, где и остановились на ночевку перед опасной туристической тропой… Большое Голоустное — это огромный туристический центр. Здесь есть кафешки, гостиницы, бани, магазины и даже огромные усадьбы, которые сдаются для отдыхающих. А между Большим Голоустным и Листвянкой проходит туристическая тропа, по которой пешком то не каждый отваживается пройти, а мы на велосипедах решили…
Тайга, в которой мы месили грязь и тащили велосипеды с кусками смеси из грязи и гравия на колесах, оказалась раем по сравнению с тропой до Листвянки. Тропа от Большого Голоустного то спускалась к берегу Байкала, то уходила вверх по скале или резкому горному подъему. Идти по берегу было не просто из-за огромных валунов через которые приходилось переносить груженые велосипеды. Время от времени мы снимали рюкзаки с велосипедов и переносили их отдельно — сначала пустые велосипеды какое-то расстояние, потом рюкзаки, потом снова велосипеды… и так далее.
По плану дорогу до Листвянки мы должны были пройти за два дня. Это около 45-50 км. В первый день после Голоустного было пройдено 12 километров. Что составляло ровно половину от ожидаемого расстояния на тот день. Причем пройдено в прямом смысле, т.к. ехали на велосипедах мы от силы около километра в сумме.
Следующий день начался достаточно бодро. Проехали участок тропы по лесу, но дальше нас ждал каменный обвал. Обходя его, спустились вниз, прошли пешком, по старой схеме, и вновь поднялись — едем дальше. Так мы, с трудом и невысоким темпом, добрались до кордона Прибайкальского национального парка. Встретив группу туристов, мы узнали, что впереди нас ждет Скрипер… Скрипер — это скальная гора, и в разговоре мы поняли, что это далеко не простая гора…
После кордона дорога так и продолжала «скакать» то уходя вверх в гору, то спускаясь к берегу Байкала. И вот, к вечеру, мы приближаемся к деревне Большие Коты, до которой по прямой оставалось каких-то километров 3-4 от силы… Но тут мы увидели перед собой скальный прижим высотой метров 200… это он — Скрипер! Делать нечего, надо подниматься. Сняв вело рюкзаки с багажников, решили вначале поднять велосипеды. Скальник с велосипедами давался не просто… так тяжело нам ещё не было на протяжении всего маршрута. Настоящее горное восхождение с велосипедами и грузом! Через два с небольшим часа мы, уставшие, но довольные собой, стояли на вершине! С вершины этой скалы открывался восхитительный вид на Байкал. Кстати, велика вероятность, что мы первые вело туристы забравшиеся на эту вершину) И вот, казалось в шаговой доступности деревня Большие Коты, но доехать до нее в этот день было не суждено.
Спуск с другой стороны был пологим, но проходил по лесу и к этому моменту наступила уже полная темнота. Внизу группа отдыхающих туристов была слегка шокирована, увидев велосипедистов, спускающихся со Скрипера))
Прокручивая в голове разные варианты, как успеть добраться до Листвянки в срок, мы ставили лагерь на берегу Байкала, недалеко от того места, где спустились с горы. Место это было обустроено и нормальных дров в радиусе с пол километра мы не нашли, собрав сырые веточки вокруг стали думать как их разжечь… И тут из темноты появляется мужик с охапкой сухих дров и со словами «Нате, ребят, дрова вам. Хорошие, сухие. А то с тем, что вы нашли особо костер не разведешь». Бросает дрова и уходит. Мы в легком замешательстве… Успели только в след сказать: «Огромное спасибо!»)) Этих дров нам с лихвой хватило на ужин и на завтрак.
На следующий день решили добраться до деревни Большие Коты и от туда найти хоть какой-нибудь транспорт до Листвянки, т.к. к вечеру этого дня, по плану, мы уже должны быть в Листвянке. И здесь нам в очередной раз сопутствовала удача — именно в этот день из Б. Котов шел катер на воздушной подушке (ракета) до Литвянки, но мест на него уже не было. И тут мы узнали, что в порту сломался какой-то частный катер, который тоже должен везти людей в Листвянку и капитан ракеты принял решение сделать второй рейс, на который мы и напросились. В Листвянке мы на пароме перебрались в Порт Байкал, где жилье было значительно дешевле, а утром вернулись обратно. Мы посетили музей Байкала, купили сувениры, отведали байкальского омуля и отправились в Иркутск. До Иркутска по асфальту мы доехали за один день, по пути ещё успели посетить Тальцы — музей архитектуры и этнографии. В Иркутске мы ещё пару дней отдыхали всё с том же хостеле Маверик, а потом поездом отправились в Уфу. Так завершилось наше путешествие.
В памяти остались 1300 км самых разнообразных дорог и троп. Ольхон, Святой Нос, Чивыркульский залив, скала Шаманка, мыс Хобой, непроходимые таежные леса, теплые источники в Горячинске и Змеиной бухте, скала Скрипер и опасная тропа по краю обрыва… всё это и многое другое теперь навсегда в нашей памяти. Мы сумели преодолеть все трудности на маршруте и закончить его живыми и здоровыми точно в запланированный срок. Это было нелегкое испытание, полное чудес и восхитительной красоты! Сибирь поражает своей огромной и дикой природой, чарующей таинственностью и непривычным для нас бытом. Соседство нетронутой природы и цивилизации — вот как можно описать здешние земли.
Исполнение очередной моей мечты состоялось! И в завершение рассказа предлагаю посмотреть видео нарезку с того путешествия, которую я сделал на днях, спустя полтора года.