Пещера Октябрьская: рождественский спуск

пещера Октябрьская

Пещеру Октябрьская я считаю одной из самых красивых пещер в Башкирии. Это одна из первых категорийных пещер в моей спелеологической карьере. Во многом благодаря её красоте я до сих пор продолжаю исследовать подземный мир. Не знаю, остался ли я в спелеологии, если бы первыми моими пещерами были пещера Чебаевского или Сухая Атя, с которых начинают большинство новичков. Но всё сложилось так, что я побывал в Октябрьской, я её запомнил как очень красивую пещеру и я не раз хотел туда вернуться.

У меня было несколько возможностей вновь побывать в этой пещере. В основном, во время летнего лагеря на реке Зилим по экологической чистке пещеры Киндерлинской, который ежегодно организовывает спелеоклуб им. Нассонова. Но всегда находилась причина, по которой я не мог этого сделать: то Октябрьская была затоплена (во время половодья Октябрьскую затапливает водами с реки Зилим), то находились дела в пещере Победа более важные, чем прогулка в Октябрьскую. И, когда мне позвонил Руслан и предложил съездить на один день в Октябрьскую, я, почти не раздумывая, согласился.

начинаем путь к пещере ОктябрьскаяРождественским утром 7 января в 7 часов утра мы выезжаем из Уфы в деревню Таш-Асты Гафурийского района. Нас 4 человека: я, Руслан, Земфира и Аня. Почти всю дорогу до деревни пришлось рассказывать о недавнем моём путешествии автостопом по Европе, т.к. никто из этой компании не приходил на встречу, которую я организовал по приезду с путешествия. Благодаря этому, 150 км дороги пролетели незаметно.

Обычно, приезжая в местные пещеры, мы оставляем машины на парковке справа от веселимся по дороге в пещеру Октябрьскаяпешеходного моста через Зилим, но река уже прочно замерзла и мы решили переехать на сторону деревни и проехать как можно дальше. Удалось доехать до первой поляны на берегу после деревни, где было решено оставить машину. Чтож, уже хорошо — километра полтора пешего маршрута сократили. Время было около 9:00, к пещере мы должны подойти к 11, а дорога до пещеры отнимает не больше часа времени, поэтому у нас оставалосьДвойное селфи по дороге в Октябрьскую время и мы решили поспать прямо в машине. После приятного сна, немного перекусив, мы отправились к пещере. Веселясь по дороге, делая разнообразные селфи, незаметно мы добрались до Октябрьской поляны, где тропа сворачивает влево и идет вдоль лога до подъема к пещере. Условное обозначение для начала подъема — сломанная береза, которая лежит там уже много лет. Подъем достаточно крутой, сложность добавляет заснеженный склон, по которому запросто можно было скатиться обратно вниз.

Дойдя до входа в пещеру, мы встретили там группу Айдара. Мы конечно же знали о том, что они будут спускаться в пещеру в этот день и заранее договорились, что подойдем, когда они провесят веревки на спуск в колодец. Колодцем вСелфи на фоне входа в пещеру Октябрьская спелеологии называется вертикальный спуск в пещерах. Но когда мы подошли к пещере, они только начали делать навеску, поэтому у нас было достаточно времени сделать немного фотографий и не спеша переодеться в специальные комбенизоны, в которых мы ходим по пещерам. Услышав заветное “свободно” от последнего участника группы Айдара, к колодцу пошла Земфира. После нее шёл я — у нас с Земфирой была идея сделать селфи друг с другом на навеске.Двойное селфи на навеске Входной колодец глубиной 86 метров, спуск достаточно продолжительный. Когда мы все оказались внизу, сняв с себя снаряжение для спуска (оно нам больше не пригодиться до подъема обратно), обойдя завал, мы отправились в сторону зала ПБЛ. Для того, чтобы добраться до этого зала, необходимо преодолеть пару шкурников и так называемую “китайскую стену” и после прохождения меандра мы попали в зал. От зала ПБЛ дорога раздваивается: направо — Белый зал, налево — зал Красных натеков.

Белый зал в пещере ОктябрьскаяДля начала, пока мы ещё не сильно испачкались в глине, мы отправились в Белый зал. Белый зал, как можно догадаться из названия, состоит из белых кальцидных натеков, благодаря чему выглядит очень чистым и нарядным. Местами потолок украшен тонкой соломкой — небольшими и тонкими сталактитами и геликтитами, которые очень хрупкие и необходимо быть предельно осторожными, чтобы не повредить их. К сожалению, белизна зала со временем теряется из-за Я в Белом зале пещеры Октябрьскаямногочисленных посетителей в грязной одежде и большим желанием прикоснуться к этой красоте грязными руками. Огромная просьба ко всем посетителям Октябрьской пещеры (да и других пещер тоже): любоваться и фотографироваться на расстоянии от белых натеков, чтобы мы могли ещё долго видеть белизну этих природных арт-объектов подземного мира.

В Белом зале пещеры ОктябрьскаяПрогулявшись по Белому залу, мы отправились в другой ход: в зал Красных натеков и далее в зал Креста. Пройдя зал креста, можно подняться в зал с большим белым сталагмитом, поражающим своим размером и белизной. Среди бывалых спелеологов этот зал зовётся “залом титьки” из-за схожести белого сталагмита с женской грудью. Но однажды, приведя туда спелеологов из детской группы спелеоклуба Нассонова, их попросили придумать название для этого зала и они сошлись на мнении, что зал можно назвать “Зал невесты” — для них белый натек ассоциировался со свадебным платьем невесты. Считаю это более красивое и правильное название.

Встреча с участниками спелеопохода под руководством АйдараВ зале Креста мы объединились с группой Айдара и уже вместе возвращались в зал ПБЛ. Зал ПБЛ — это большой зал с высоким потолком и относительно ровным полом. Поэтому в этом зале можно установить палатку для сна. Аббревиатура ПБЛ так и расшифровывается — подземный базовый лагерь. В этом зале есть собранный из камней стол за которым обычно кушают спелеологи, посетившие пещеру Октябрьская. И мы не стали исключением. Земфира в Белом зале пещеры ОктябрьскаяДостали термосы с горячим чаем и небольшие перекусы. Еда, после продолжительной прогулки по пещере, казалась нам вкуснее и приятнее, чем когда-либо. А горячий чай позволял согреться в прохладном воздухе подземелья. К слову сказать, в пещерах Южного Урала круглый год держится стабильная температура воздуха, примерно равная +6 градусов. В сравнении с температурой, которая сейчас на поверхности, это конечно тепло, но всё же, одежда спелеолога предназначена для активного передвижения по пещере и когда ты не двигаешься, то начинаешь немного замерзать.

Летучая мышь на дне колодца пещеры ОктябрьскаяПосле перекуса, наша команда отправилась к выходу, оставив группу Айдара в зале ПБЛ, чтобы выйти раньше и тем самым предоставив им возможность демонтировать навеску, т.к. они проходили спортивный маршрут, а мы всего лишь приехали полюбоваться незабываемой красотой пещеры Октябрьская. Дойдя до колодца, ведущего на поверхность, мы надели свои комплекты снаряжения и начали подъем. На этот раз я был замыкающим, т.е. последним из нашей группы. Как же приятно оказаться на поверхности и увидеть солнечный свет! В пещерах нет ни одного фотона солнечного света, только искусственное освещение — чаще всего фонари спелеологов.

Селфи тех, кто переоделся после пещерыК тому моменту, когда мы полностью переоделись и были готовы к дороге домой, группа Айдара тоже поднялись и уже полностью сняли веревку. Мы же, попрощавшись с ними, отправились в сторону деревни Таш-Асты, к нашей машине. Дорога до машины показалась нам продолжительнее, чем тот путь, когда мы шли к пещере. Оно и понятно: на пятичасовое путешествие по подземным лабиринтам ушло очень много сил. Когда мы дошли до машины, на улице было уже совсем темно, зимний день — такой короткий. Подкрепившись чаем и остатками перекуса, мы сели в машину и поехали в сторону города. Девушки, уютно устроившись на заднем сиденье, проспали почти всю дорогу. А я старался не уснуть сам и не давал спать водителю, по тому что понимал, как ему сейчас тяжело справляться с усталостью и сном, управляя автомобилем.

В теплой машинеДо дома мы добрались достаточно быстро. И в 9 часов я уже принимал теплую ванну и размышлял о том, что надо чаще выбираться в такие места, поражающие воображение своей нерукотворной красотой. И всё это мне доступно благодаря уфимскому спелеологическому клубу имени Валерия Нассонова. Именно там можно научиться технике SRT, позволяющей спускаться и подниматься по веревке в таких глубоких пещерах. В клуб могут прийти все желающие, не зависимо от возраста. У нас очень дружная и веселая обстановка, каждый день и вечер проводятся тренировки или какие-нибудь лекции на туристическую тематику. Клуб находится по адресу: г. Уфа, ул. Ленина, 43 (5 подъезд, код на домофоне: 000) или можно позвонить по номеру телефона: 8 987 140-2421.
В спелеоклубе всегда рады видеть новых людей. Помню, когда я впервые пришел в этот клуб, меня сразу посадили за стол и напоили чаем с вкусными печеньками. Может быть именно по этому я до сих пор в этом клубе))

И небольшим бонусом прикладываю карту как добраться до пещеры Октябрьская и схему самой пещеры с навеской. Но помните, что посещение пещеры Октябрьская требует навыков SRT (техника хождения по веревке) и бережного отношения к пещере!